2002-04-12
Легенда о кардане
С момента появления первых самодвижущихся колясок и до нашего времени, конструкторы пытались создать идеальную систему передачи крутящего момента от
двигателя к колесам. Какие только причудливые формы не возникали в процессе технической эволюции, это и шатунный привод как у паровоза. И ременная, и так же цепная передача.
Первые упоминания о шарнире датируются 4-м
веком до нашей эры.
Так Филон фон Бизанц описывает чернильницу
находящуюся внутри нескольких концентрических
подвижно соединенных колец, позволяющих
жидкости находиться всегда в строго
горизонтальном положении. Эта конструкция
в последствии стала прообразом для создания
в 1550 году корабельного компаса. Ее творцом
считается - итальянский врач, философ и
математик Жеронимо Кардано.
В 1664 году англичанин Роберт Хук, получил
патент на крестовой шарнир, ставший в
последствии класическим. И только в 1898 году
Луис Рено в своем первом, лично
сконструированном автомобиле, установил
вал с крестовыми шарнирами, названный
Карданным или "Хуковым валом". Позднее
вал разделили на две части, вставив третье
колено.
В 1903 году Клеренс Спайсер дополнил и за-патентовал
конструкцию шлицевой втулкой, позволяющей
компенсировать линейное удлиннение и
добиться невиданных до того времени
характеристик.
С этого времени принципиальных изменений
в конструкции карданного вала не произошло. Менялась технология обработки металлов,
способы крепления фланцев и крестовин,
получили применение сверхпрочные полимеры
("рилсан") и другие композитные материалы.
Так как приводной вал эксплуатируется в
основном при высоких оборотах,
потребовалась динамическая балансировка,
требующая современного точного
электронного оборудования.
Конечно, как и любая другая конструкция,
крестовой шарнир имеет некоторые недостатки,
как то: ограниченный угол изменения оси
вращения порядка 20 градусов, а так же
пульсация угловой скорости,
компенсирующаяся обычно взаимным
расположением вилок в одной плоскости,
вносящей противофазные импульсы.
Тем не менее, и в наше время, когда ШРУСЫ
приобретают все большую популярность - "Хуков
вал" не потерял своей актуальности.
Карданный привод успешно применяется в
промышленности, особенно бумажной,
сельскохозяйственной технике,
используется в электротранспорте, но самое
широкое распространение карданный вал
нолучил у автомобилестроителей всего мира.
Все классически компонованные автомобили (двигатель
впереди - задний привод), а также
полнопрнводные версии укомплектованы
трансмиссионными валами с применением
крестового соединения. Статистику
применяемости можно только представить.
Ассортимент выпускаемых деталей не может
не впечатлять.
Лидирующие позиции в производстве
трансмиссионных валов прочно удерживают
две компании - это GKN (Guest, Keen and Nettlefolds) и
DANA-SPICER , являющие собой классический пример
трансконтинентальных промышленных групп с
развитой иифраструктурой и более чем
вековой историей.
Только на территории Европы находится
более трех десятков заводов, а
разветвленная сеть сервисных центров по
всему миру позволяет успешно решать задачи,
связанные с из-готовлением, ремонтом, а
также динамичес-кой балансировкой
карданных валов практически к любому виду
техники.
Стоит отметить, что в Украине, имеющей
огромный парк автомобилей, весомую часть
которых занимают представители
иностранного производства, ситуация во
многом оставляет желать лучшего. Хочется
верить, что и у нас все проблемы будут
решаться так же легко. Но это - в будущем.
Многому еще предстоит научится.
Валерий Резник
Cardan.kiev.ua